Два «Чернобыля» было засыпано недалеко от Южного Урала
Сотрудники государственной корпорации «Росатом» завершили консервацию озера Карачай, являющегося радиоактивным.
Данный водоём расположен под Озёрском, что в Челябинской области. Территория одного из секретных заводов производственного объединения «Маяк» в 1950-ые годы стала свидетелем «атомного проекта». Его суть – слив радионуклидов, превышающих в 2 раза те, что были образованы в результате аварии в 1986 году на Чернобыльской АЭС.
За Карачаем закрепилась дурная слава. Повсюду слышались фразы: «Самое ужасное озеро», «Массовая проблема наследников ядерной энергии», «Место, после ликвидации которого никто не будет о нём вспоминать».
До 1951 года на этом небольшом участке располагалось обычное болото. В разгар холодной войны «В-9» («Водоём-9») стал местом стока радиоактивных отходов, привезённых с АЭС, работающих на полную мощность. В результате такого наполнения площадь в 50 га превратилась в опасную зону, содержащую в себе 200 000 м3 ила. Активность вещества составила 120 млн. кюри.
Возможно, решение о создании подобного объекта было неслучайным. Именно так удалось предотвратить выброс ядерных отходов в Теченский каскад рек. Но после пяти лет, прошедших практически без дождей, в апреле 1967 года токсичные массы поднялись с оголённых участков водоёма и благодаря ветру распространились на разные стороны в радиусе 2000 км2. Расследование причин заражения близлежащих населённых пунктов показало, что виновником инцидента стал «В-9», что повлекло за собой приказ о его уничтожении. Только процесс затянулся на долгих полвека.
Первым делом было решено отсыпать берега «В-9» скальным грунтом. После этого произвели деление дамб на сектора, где топились специальные кубы из бетона (без нижней грани), чтобы выдавливание воды на поверхность оказалось минимальным. Работы шли очень медленно. Восемь лет назад властями была принята программа «Радиационная и ядерная защита», которую удалось реализовать только сейчас.
В конце прошлого года от водоёма осталась небольшая лужица размером несколько метров. На засыпку участка было выделено несколько рейсов автофур, наполненных биологической и «свинцовой» защитой кузова.
Михаил Похлебаев, генеральный директор производственного объединения «Маяк», последним засыпал наболевшую местность инженерной машиной. По его словам, его ощущения от этого были непередаваемыми – всё-таки, был проделан большой объём работы, который привёл к успеху.
Стоит отметить, что свои слова руководитель произнёс на том самом месте, где раньше был «В-9». Несмотря на то, что Михаил Иванович заверил всех в безопасности местности, многие были вооружены дозиметрами. На всякий случай.
«Меньше чем за час можно получить меньше 0,5 миллизиверта. Подобный показатель можно сравнить с работой старого флюорографического аппарата. Сотрудники компании получают дозу излучения 3 миллизиверта за год; те, что относятся к категории А – 15 единиц. Напомню, что опасной для человека является доза, равная 200 единиц и более», - заявил Похлебаев.
Начальник вручил памятные листы благодарности той самой, главной категории – водителям спец. техники. «Казалось бы, каждый возил понемногу, но в итоге все вместе удалось справиться с непростой задачей. Вы нам нужны, у нас есть ещё работа для таких сотрудников, как вы», - поблагодарил работников Михаил Иванович.
Дмитрием Соловьёвым, начальником цеха радиоактивных отходов, занимающегося локализацией ядерных загрязнений ПО «Маяк», было сказано, что на объекте работают 60 человек, среди которых – инженерно-технические специалисты, вышеупомянутые водители и механизаторы, службы дезактивации и дозиметрии, а также другие важные сотрудники.
Эксперт отметил, что ещё много работы предстоит сделать «Маяку». В частности, представители компании планируют создать «пирог» из двух слоёв гидроизоляции, щебня и растительности. Впоследствии объект станет полностью изолированным, ведь даже ростки деревьев, которые смогут разрушить «саркофаг», будут удалены.
Была создана и система скважин, которые помогут оставаться в курсе событий, происходящих на внутренней линзе водоёма. Впрочем, данный участок был выбран для радиоактивных выбросов советскими атомщиками в 1950-ых годах ещё и потому, что был верховым болотом, не затрагивал ни одно русло рек и не являлся их первоисточником.
Окончательное завершение работ напрямую зависит от инвестиций. По разным источникам поступало множество финансовых вложений. Теперь же, говорит Похлебаев, требуется ещё 200 млн. рублей. Однако на его взгляд, нужды в форсировании событий нет. По оценке эксперта, ликвидация «В-9» завершится в 2026-2036 годах.
«Мы рады ощущать себя частью такого события, - поведал один из водителей, Семён Аркадьевич. – Работаю ещё с 1989 года, и вот теперь можно сказать, что всё позади. Как хорошо, что водоём стал безопасным, хотя и ту проблему, которую удалось устранить, не нужно сбрасывать со счетов».
Под лозунгом «Прощай, Карачай!» прошли массовые торжества в Озёрске. Центральная часть закрытого городка собрала высокопоставленных гостей «Росатома», академиков РАН и членов правительства Челябинской области.
Олегом Климовым, вице-губернатором региона, было сказано следующее: «Методичное устранение радиационных мест, заброшенных годами, говорит о том, что в «Росатоме» собраны ответственные сотрудники. Это даёт Озёрску огромный потенциал как территории опережающего развития».
В ответ на это высказывание Михаил Похлебаев сказал: «Мы благодарны властям, что обратили внимание на столь серьёзную проблему, как экологическая безопасность. К счастью, плохое осталось позади. Такие места, как Карачай, можно сравнить с родинками – если обращаться с ними аккуратно, то осложнений не будет. Мы умеем обращаться с аналогичными объектами, поэтому проблем не возникнет. Будем и дальше трудиться на благо страны».